Концептуальные вопросы автоматизации бюджетных процессов регионального уровня
Ю.Н. Терехов
Ведущий аналитик направления ПФУ
ГК «ОМЕГА»
Аннотация: Вступительная статья к серии материалов по теме проблем автоматизации бюджетных процессов (процессов планирования, бюджетирования и управленческого учета) в государственных учреждениях содержит краткое описание общих предпосылок и тенденций для создания систем автоматизации процессов планирования финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений в рамках подведомственных сетей регионального (отраслевого) уровня.
В статье рассмотрена обобщенная диаграмма верхнеуровневых информационных потоков взаимодействий между участниками рассматриваемой области автоматизации, а также сформулированы предварительные результаты анализа состояния автоматизации бюджетных процессов (на момент проведения обследования).
Начиная с 2010 года в Российской федерации осуществляется масштабная реформа системы управления общественными финансами. Развитие информационно-коммуникативных технологий в целом, а также выполнение комплекса мероприятий долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, включая положения концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, сформировало потребность в более тесной интеграции сегментов региональной автоматизации в области управления финансами и экономикой.
Складывающиеся на рынке тенденции предполагают развитие в сторону централизации существующих решений в области бюджетного и бухгалтерского учета, создания автоматизированных систем сбора и анализа ключевых показателей деятельности публично-правового образования, комплексной автоматизации базовых функций в сфере бюджетных правоотношений по следующим основным направлениям:
- централизация сбора и свода отчетности бюджетного цикла (бюджетная, бухгалтерская, статистическая);
- централизация сбора и хранения показателей по основным видам деятельности бюджетных учреждений (планы финансово-хозяйственной деятельности, бюджетные сметы, государственные задания, целевые программы и проч.);
- централизация систем учета, систем автоматизации деятельности учреждений (бухгалтерских, кадровых, управленческих, ведомственных).
Дополнительным фактором регулирования рынка учетных систем регионального сегмента является потребность в комплексном управлении бюджетными рисками, обусловленная складывающейся экономической и внешнеполитической ситуацией.
Указанные тенденции формируют соответствующие активности ключевых игроков по взаимопроникновению решений рынка учетных систем в трех основных сегментах региональной автоматизации:
- управление публично-правовым образованием: аналитические службы главы, Правительства, финансовые органы, органы управления экономикой, контрольно-надзорные органы;
- управление органом исполнительной власти (далее – ОИВ) в части функций главного распорядителя бюджетных средств, учредителя: ведомства, иные распорядители бюджетных средств: префектуры, дирекции, прочие централизованные службы;
- управление деятельностью государственных (муниципальных) бюджетных учреждений: централизованные бухгалтерии, кадровые службы, бюджетирование, администрирование бюджетных средств на уровне ведомства.
Предварительный анализ имеющихся на рынке решений показал, что в сфере автоматизации финансово-хозяйственной деятельности учреждений распространены различные модификации ряда решений преимущественно отечественных поставщиков комплексных систем учета и управления предприятием, адаптированные для нужд конкретного потребителя (учреждения). При этом, функциональность и глубина охвата аспектов деятельности учреждений бюджетной сферы варьируется также в зависимости от требований, установленных вышестоящим органом власти (главным распорядителем бюджетных средств /учредителем, финансовым органом). Различия в видении ведомственных органов власти состава показателей для конкретных сфер деятельности бюджетных учреждений в отсутствие утвержденных отраслевых стандартов, регулирующих практику учета, приводят к невысокому уровню идентичности реализации сходных прикладных функций в зависимости от территории и ведомственной подчиненности органа власти/учреждения.
Кроме того, в ходе дальнейших исследований был выявлен ряд проблем информационного взаимодействия между участниками бюджетного процесса, а именно:
- не во всех сферах управления финансами и экономикой на уровне субъекта РФ (муниципального образования), а тем более учреждения, реализованы современные и эффективные способы удаленного взаимодействия с органами исполнительной власти (региональными финансовыми институтами), не решены вопросы исключения дублирования операций по многократному вводу и обработке данных;
- отсутствует единая точка сбора данных, наряду с существованием разрозненных форматов обмена и способов получения данных;
- механизмы подтверждения юридической значимости информации, получаемой при информационном обмене между участниками бюджетного процесса (ведомствами, учреждениями) используются не всеми участниками процесса;
- не внедрены в полной мере информационные технологии, обеспечивающие увязку информации об исполнении бюджета с результатами деятельности организаций сектора государственного управления.
А уже в конце 2018 года перед специалистами направления ПФУ (Планово-финансовое управление) компании ОМЕГА, была поставлена задача разработки программного продукта, способного обеспечить выполнение требований, заявленных в техническом задании на создаваемую ГИС регионального уровня, в части функции планирования финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) в государственных (бюджетных, автономных и казенных) учреждениях, подведомственных Администрациям пилотной группы районов города (СПб).
Обобщенная диаграмма верхнеуровневых информационных потоков взаимодействий между участниками предполагаемой области автоматизации, составленная на основании функциональных требований к проектируемой ГИС, представлена на рис.1.

Рисунок 1 – Информационные потоки между уровнями взаимодействия субъектов целевой области автоматизации
Для более полного понимания текущего состояния автоматизации процессов бюджетного учета и управления, определения основных целевых потребителей, а также более корректного и обоснованного формирования состава базовых блоков (подсистем, разделов, модулей) бизнес-архитектуры проектируемого программного продукта, силами привлеченных специалистов было осуществлено дополнительное обследование группы пилотных учреждений.
С результатами данного обследования, а также другими материалами, относящимися к истории создания и развития программного продукта 1С:ПФУ ГУ КОРП вы сможете познакомиться в последующих статьях данного цикла.